Важная информация перед регистрацией!
Если Вы видите это сообщение, значит Вы еще не зарегистрировались на форуме, гости имеют несколько ограниченные возможности. Чтобы прочитать это объявление полностью, нажмите на кнопку ниже

Вернуться   Торрент трекер BwTorrents.Ru > Свободная Zона > О фильмах
Забыли пароль? Регистрация

О фильмах Обсуждаем новинки синематографа, а также полюбившиеся картины.

 
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 12.08.2010, 09:54   #9
Галина
Старожил
О пользователе
По умолчанию

Традиционное кино нетрадиционное


Сначала 70-х годов Индия удерживает первое место в мире по выпуску фильмов. В 1990 году было выпущено рекордное количество фильмов - 948, и индийская кинопромышленность была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

В настоящее время в Индии девять центров кинопроизводства: в Мумбае (прежнее название Бомбея), Тхируванантхапураме (Триванд-рум), Гувахати, Калькутте, Хайдарабаде, Ченнай (Мадрасе), Дели, Бангалоре и Куттаке. Больше всего кинолент выпускается на хинди и на четырех южно-индийских языках: тамили, телугу, каннада и малаялам. В Южной Индии, кстати, находится и основная масса действующих в стране кинотеатров. В 1998 году, например, на хинди было выпущено 153 киноленты, на тамили -133, на телугу - 124, на каннада - 72 и на малаялам - 69. Всего регистрационное свидетельство получили 693 фильма. Ежедневно 10 миллионов зрителей заполняют залы, чтобы хотя бы на три часа (средняя продолжительность каждого индийского фильма) окунуться в мир грез и иллюзий.



Деятели кинематографа в основном ориентируются на молодежную аудиторию, так как 75 процентов сегодняшнего населения страны, которое недавно перевалило за миллиард, составляют люди в возрасте до 35 лет.

Современные "традиционные" индийские фильмы - кинокритики их называют общедоступными (popular) или кассовыми (commercial), - как правило, представляют собой нравоучительные сказки, где добро побеждает зло, а герои-супермены одерживают верх над плохими помещиками, жадными промышленниками, коррумпированными политиками и полицейскими с садистскими наклонностями. Подавляющее большинство таких кинолент - продукт массовой культуры для так называемого внутреннего употребления, театрализованное зрелище, рассчитанное, главным образом, на непритязательного зрителя. 30 лет назад великий индийский режиссер Сатьяджит Рей (1921-1992) довольно едко высказался о традиционном кинематографе на хинди: "Составные части среднего фильма на хинди хорошо известны: цветная пленка (предпочтительно "истмен"); штук 7-8 песен, исполненных голосами, которые все знают и любят; сольный или групповой танец (чем ритмичнее, тем лучше); плохая девушка - хорошая девушка; плохой юноша - хороший юноша; роман - но без поцелуев; слезы, грубый хохот, ссоры, погоня, мелодрама; герои, которые существуют в социальном вакууме; жилища, которых не найти вне стен павильонов; съемки натуры в Кулу, Манали, Ути, Кашмире, Лондоне, Париже, Гонконге, Токио... Да что там говорить? Посмотрите любые три фильма на хинди, и в двух из них вы обнаружите только что перечисленное".

С тех пор мало что изменилось, только фильмы теперь снимаются на "кодаке" и молодым влюбленным разрешили целоваться на экране. И все же попытаемся понять, что собой представляет добротно сделанное "традиционное" индийское кино, и прежде всего фильм на хинди, который является его синонимом. Почему эти картины пользуются популярностью, как в самой Индии, так и за ее пределами: в Южной и Юго-Восточной Азии, в Восточной Африке, на Маврикии, в странах Карибского бассейна, Латинской Америки, Ближнего Востока, в Великобритании, Канаде, Австралии, США, а также в России и других государствах бывшего Советского Союза?

В СССР первый индийский фильм "Дети Земли" (реж. Х.А. Аббас) вышел в прокат в 1949 году, еще при жизни Сталина, в эпоху "железного занавеса". Он был дублирован на русский язык.

В середине 50-х годов после исторического визита Хрущева и Булганина в Индию и ответного визита Неру в СССР эта страна перестала быть для нас terra incognita. "Открытие Индии" сопровождалось широким развитием внешнеэкономических связей, невиданным интересом к индийской культуре и, не в меньшей мере, к индийскому кинематографу. В Дели, Бомбее, Мадрасе и Калькутте были открыты Дома советской науки и культуры, а также представительства "Совэкспортфильма", отбиравшие для закупки и дубляжа на русский язык новинки индийской кинематографии. Благодаря усилиям "Совэкспортфильма" в нашем прокате демонстрировались 250 картин.



К сожалению, после распада Советского Союза в независимой России Индии перестали уделять должное внимание. Все представительства "Совэкспортфильма" в этой стране были закрыты. Кто-то из "умников" решил, что индийское кино не нужно российскому зрителю. Поэтому за последние 10 лет в нашем кинопрокате не появилось ни одного нового индийского фильма.

Исторически сложилось так, что в представлении нашего рядового зрителя "традиционное" индийское кино ассоциировалось исключительно с именем актера и режиссера Раджа Капура (1924-1988). У нас Капура шутливо называли даже чрезвычайным и полномочным послом индийского кино. За 50 лет работы в кинематографе он поставил 17 картин, снялся в 70. Его фильмы "Бродяга" (1951), "Господин 420" (1955), "Сангам" (1964), "Мое имя клоун" (1970) и "Бобби" (1973) пользовались невероятной популярностью у советского зрителя. В Московском музее кино их до сих пор показывают во время ретроспектив режиссера. Капур работал в русле бомбейского, преимущественно коммерческого кинематографа. Мелодрама в самых различных модификациях была его излюбленным жанром, но наполнение она получала разное. Если в 40-е годы Капур отдавал предпочтение лирической мелодраме, создавая романтичные "гимны любви", то в 50-е годы в его фильмах налицо уже социальное содержание. Он выступает с четких демократических позиций, как борец за новые общественные отношения. Однако в последующее десятилетие, начиная с фильма "Сангам", режиссер снова возвращается к апробированной им романтической мелодраме. Романтические тенденции прослеживаются и во всех его семейно-бытовых мелодрамах 70-80-х годов, где призывы к духовно-нравственному самоусовершенствованию оказываются неотделимыми от соблюдения религиозно-этических норм поведения.

Фильмы Раджа Капура со всеми присущими им атрибутами - мелодраматическими сюжетами, ориентацией на культ звезд, нередко съемками в роскошных интерьерах, оригинальными песенно-танцевальными номерами и т.п. - внешне похожи на "традиционное" индийское кино. Вместе с тем, они решительно отличаются от массы ремесленных поделок (к сожалению, только их сейчас тиражируют на видео наши полукустарные студии, озабоченные погоней за прибылью) своим высоким профессионализмом, кинематографической культурой, ясно просматриваемой связью с традициями индийского искусства.

"Традиционное" кино изначально формировалось под воздействием двух эпических поэм "Махабхараты" и "Рамаяны", театра на санскрите, народных театров на новоиндийских языках, как то: "Рамлила" и "Кришналила" (Уттар Прадеш), "тамаша" (Махараштра), "якшагана" (Карнатака), "наутанки" (Раджастхан), "бхаваи" (Гуджарат), "джатра" (Бенгалия) и других, а также театра парсов. Оно испытало на себе влияние голливудских фильмов.

Сюжеты из "Махабхараты" и "Рамаяны" легли в основу религиозно-мифологических фильмов родоначальника кинематографии Дхундираджа Говинда Пхалке (1870-1944), более известного под именем Дада Сахеб Пхалке. Систематическое обращение к поистине неисчерпаемому кладезю образов, тем и сюжетов мифологии индуизма обеспечивало кинокартинам популярность и общедоступность. В начале 30-х годов мифология присутствовала в сюжетах 40 процентов фильмов. Со временем процент мифологических картин стал падать и в последние годы стабилизировался на относительно невысоком уровне пяти процентов. Сюжетные мотивы, взятые из "Махабхараты", прослеживаются и в творчестве современных режиссеров, например, в фильмах "Век машин" Шьяма Бенегала и "Волна" Кумара Шахани.

В середине 30-х годов кинематограф превратился в самое массовое и любимое времяпрепровождение миллионов индийцев. Один из лидеров национально-освободительного движения, ставший в 1947 году первым премьер-министром Индии, Джавахарлал Неру говорил: "В Индии влияние кино во много раз сильнее, чем влияние книг и газет, вместе взятых".

Чандулал Шах (1898-1975) был первым режиссером, который начал адаптировать на индийский лад сюжеты, взятые из голливудских фильмов. Конвейерная система производства позволяла ему в первой половине 30-х годов снимать на его собственной студии "Ранджит" до шести фильмов в год.

С течением времени у индийского зрителя выработалось отношение к кино как к театрализованному зрелищу. Именно такими и были в подавляющем своем большинстве религиозно-мифологические и исторические фильмы 20-30-х годов, трюковые и костюмные 30-40-х, сентиментально-романтические мелодрамы 40-50-х, социально направленные киноленты 60-х годов.

Начиная с 70-х годов, общий процесс развития коммерческого кинематографа определяют семейно-бытовая мелодрама и боевик. Надо отметить, что традиционная созерцательная мелодрама театрального характера все больше приобретает "кинематографический" вид, испытывая тенденцию к слиянию с боевиком. Так, в боевиках 80-х годов в качестве мелодраматического ингредиента непременно присутствует любовная линия, а мелодрама становится более динамичной за счет приключенческой интриги. В последние годы даже появился особый гибрид боевика с мелодрамой, нечто вроде "идиллии с насилием", где первая половина картины развивается по канонам традиционной мелодрамы, а вторая - остросюжетного боевика.

Говоря о такого рода продукции, ставшей своеобразным эталоном популярного кинозрелища, духовным ширпотребом для непритязательного зрителя, старейший индийский актер Ашок Кумар с горечью констатировал: "Современные коммерческие киноленты выглядят как иностранные - настолько в них малоощутимы жизнь нашего общества и богатство национальной культуры".

В 60-х годах закончилась эра романтических героев и героинь, которых олицетворяли Радж Капур, Раджеш Кханна, Дев Ананд, Наргис, Вахида Рехман и другие. Им на смену пришел супермен-"антигерой" Амитабха Баччана, который не страдал, не размышлял, а действовал, кулаками и оружием восстанавливая попранную справедливость. Апофеозом насилия стал вестерн "Месть и закон" (1975), вышедший у нас в прокате в сокращенном виде. Герои этого фильма Виру (Дхармендра) и Джайдев (Баччан) - преступники-рецидивисты, которых нанимает Тхакур Сахеб, офицер полиции в отставке, чтобы расквитаться со своими обидчиками и заодно избавить крестьян от разбойников. Амджад Кхан, сыгравший роль Габбара Сингха, главаря бандитов, сразу стал знаменитым. "Месть и закон" демонстрировался в Бомбее в течение пяти лет.

Во второй половине 70-х - первой половине 80-х годов Баччан безраздельно господствовал на бомбейском киноолимпе, удерживая целое десятилетие титул "суперзвезды". Накануне 2000 года Баччан был провозглашен актером тысячелетия.

В Музее мадам Тюссо даже появилась его восковая фигура.

Претерпела изменение и роль героини. Она все чаще становится жертвой насилия. Впервые сцена изнасилования появилась в фильме "Весы правосудия" (реж. Б.Р. Чопра, 1980).

В Индии, как и в США, сложился и процветает культ кинозвезд. Наряду с этим кассовый успех фильму гарантируют песенно-танцевальные номера. Песни из кинофильмов в значительной мере можно считать предшественниками современных видеоклипов. Еще до выхода картины в прокат они тиражируются на аудиокассетах, звучат с экранов телевизоров. Иногда киномузыка может даже обеспечить успех посредственному фильму, а песня-хит - сделать актера-дебютанта знаменитым. "Музыка, - как говорит известный актер Шахрукх Кхан, звезда номер один современного индийского кинематографа, -рекламная кампания картины".

70-е годы можно назвать золотым десятилетием "нетрадиционного" или, как его иначе называют, "параллельного" кино. За ним закрепились также названия "art-cinema" и "новая индийская волна".

Большую роль в становлении "нетрадиционного" кинематографа сыграла Национальная корпорация развития кино (НФДК), которая оказала финансовую поддержку многим известным и начинающим режиссерам. С помощью НФДК Мринал Сен снял "Бхуван Шом" (1969), а Мани Каул - "Хлеб наш насущный" (1969).

Беспроцентные ссуды на создание фильмов получили также Кумар Шахани, Сайд Ахтар Мирза, Кетан Мехта и другие выпускники национального Института кино и телевидения. В развитие "нетрадиционного" кинематографа большой вклад внесли региональные режиссеры: Мринал Сен (1923), Гаутам Гхош (1950), Апарна Сен (1945) из Западной Бенгалии, Раму Кариат (1927-1979), Г. Аравиндан (1935-1991), П.А. Бэкер (1940-1993), Адур Гопалакришнан (1941) из Кералы, Гириш Карнад (1938), Б.В. Карантх (1929), Гириш Касаравалли (1949) из Карнатака, Мани Ратнам (1956) из Тамилнаду и др. Их картины по стилистике близки к образцам западного кинематографа.

Создатели "нетрадиционного" кинематографа не придерживаются одинаковых идейно-эстетических взглядов, но всех их объединяет одно желание - вывести индийское кино из тупика, сделать его зеркалом социальной действительности, а не средством отвлечения от реальной жизни, "опиумом для народа", как говорил Мринал Сен, перефразируя известное высказывание К. Маркса. Они в основном ориентируются на интеллектуального зрителя, затрагивая самые сложные и болезненные проблемы сегодняшней Индии - национальной интеграции, распада традиционной патриархальной семьи, положение женщины в обществе, противоборства старого и нового на всех уровнях - от бытового до философского. Хотя в общем объеме фильмы режиссеров нового направления составляют не более трех-четырех процентов, но именно эти произведения достойно представляют индийскую кинематографию на международных фестивалях. Они демонстрируются по каналам отечественного и зарубежного телевидения и на Неделях индийского кино, идут в коммерческом прокате.

В настоящее время индийская кинематография испытывает серьезную конкуренцию со стороны телевидения и видео. Помимо основного канала государственного телевидения "Дурдаршан", зрители могут смотреть развлекательный канал "Метро", частные каналы Star TV и Zee TV, а также кабельные на разных индийских языках. Значительную часть телевизионного времени занимают кинофильмы и телесериалы с частыми рекламными вставками, а также песни из кинофильмов.

Одним из первых индийских телесериалов была "мыльная опера" "Мы люди" (1984-1985). Большой рейтинг имели также сериалы "Рамаяна" (реж. Рамананд Сагар, 1986-1988) и "Махабхарата" (реж. Б.Р. Чопра, 1988-1990), сделанные на материале одноименных эпических поэм. Их посмотрели 75 процентов телезрителей. "Рамаяна" состояла из 91 серии, "Махабхарата" - из 94.

Сейчас трудно сказать что-либо определенное о дальнейшей судьбе "традиционного" или развлекательного и "нетрадиционного" или социального кино. Они развиваются во взаимодействии и, по всей видимости, со временем грани между ними будут стираться. Многие актеры, дебютировавшие в фильмах режиссеров "art-cinema", теперь стали звездами коммерческого кинематографа. В то же время режиссеры "нетрадиционного" кино стремятся сделать свои картины более доступными массовому зрителю, обогащая их песенно-танцевальными номерами. Ведь, в конечном счете, кино снимается не ради кино, а для зрителя.


Ю. КОРЧАГОВ, Индия сегодня, приложение к журналу "Азия и Африка сегодня"

Последний раз редактировалось Галина; 12.08.2010 в 09:55..
  Перейти в конец страницы Перейти в начало страницы Ответить с цитированием
6 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Показать/Скрыть список поблагодаривших
 

Метки
история

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход



Текущее время: 09:00. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot

Powered by Yo vBulletin Torrent Tracker v.2.0


DISCLAIMER - ВНИМАНИЕ

Сайт не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!

Please don't upload copyrighted or illegal files! All logos and trademarks in this site are property of their respective owner.The comments are property of their posters, all the rest ©.

Время генерации страницы 0.29647 секунды с 17 запросами