29.04.2016
Шах Рукх Кхан, Раджникант, Камал Хасан: суперзвезды и их выбор.
Заявленный как воплощение переломного момента в жизни суперзвезды - как на экране так и вне кино - "Fan" Шах Рукх Кхана, естественно, вызвал интересные дебаты. Несмотря на то, что блестящее исполнение актером двух противоположных ролей получило одобрение критиков, фильм не смог покорить театральную кассу. Этот факт говорит о том, что зритель имеет собственное мнение о решении Шах Рукха экспериментировать за пределами обычных условностей, определенных для "важных персон Болливуда". Продолжит ли звезда, в течение довольно многих лет использующая безопасную для себя нишу, выбирать сложные роли, демонстрируя свое актерское совершенствование в рискованных фильмах, или будет довольствоваться изображением самого себя - доводящего до обмороков романтика с его неотразимым мироощущением?
Кинорежиссер Рам Гопал Варма решил поднять этот животрепещущий вопрос в твиттере, для сравнения приведя пример с легендами южного кино - Раджниканта и Камала Хасана. Называя мистера Хасана большей суперзвездой, чем Раджникант, до того момента как он начал экспериментировать, играя карлика, толстых и высоких персонажей, Рам Гопал Варма предостерегает Шах Рукх Кхана не сделать "такую же грубую ошибку" - "потерять свою славу, как Хасан, который подарил ее Раджниканту". Он предложил Шах Рукху не слушать вводящих в заблуждение советчиков, которые мешают ему стать таким же явлением Болливуда, каким является Раджникант для Юга. В то время как запальчивость его высказываний может показаться немного самоуверенной, несколько замечаний о мифологеме звездности и ее развитии на протяжении многих лет дают основание провести некоторые резонные параллели между южной киноиндустрией и Болливудом.
Звездные войны.
Давайте оглянемся в прошлое. Почти три десятилетия назад в Колливуде разошлись две дороги. Раджникант и Камал Хасан - два талантливых актера из одной театральной школы - по-видимому, стояли перед выбором. В то время как один, решив использовать свои качества, доставшиеся ему по счастливой случайности, выбрал, казалось бы, простой путь к супер славе, другой отважился на более рискованный путь, пытаясь занять собственную нишу. В то время как первый своей тяжелой работой сломал несколько обязательных звездных мифов, второй на протяжении многих лет поражал смелым выбором ролей и рискованными экспериментами. В то время как один стоял у истоков киномании, по крайней мере, для пары поколений с боевым кличем "Thalaivaa!", другой заставил зрителей взглянуть на кино совершенно другими глазами. В то время как один покорил кассу США и Великобритании, другой подтолкнул аудиторию обратить внимание на индийскую киноиндустрию. В то время как один стал оглушительным явлением, другой продолжает оставаться бесспорным хозяином профессии. Хотя обе легенды, несомненно, внесли огромный вклад в становление тамильского кино, их личности вызывают настоятельные вопросы, касающиеся концепции звездности и ее загадочных следствий.
Карьерный взлет Раджниканта кажется сказочно неправдоподобным. В этот период было множество более симпатичных, более одаренных актеров и более талантливых танцоров. Даже в самых смелых фантазиях никто не мог себе представить, что этот человек, начавший с амплуа обжигающего и стильного злодея, завоюет миллионы сердец в образе нереального героя. Но это случилось, во многом благодаря его неотразимому обаянию. Его появление на экране вызывало такой ажиотаж, что он был вынужден воплотить свое сверхъестественное влияние на зрителей, изображая "благородного" героя. Идя навстречу поклонникам, впадавшим в неистовство при виде на экране его неукротимых персонажей, актер начал выбирать роли, которыми отличался этот прибыльный жанр. Очень редко в нем проявлялся одаренный актер, но всякий раз, когда это случалось - всякий раз, когда его мастерство использовалось первоклассными сценаристами и режиссерами - мир мог увидеть потрясающую магию. Но это были лишь немногочисленные исключения. Не вызывает сомнений тот факт, что Раджникант стал жертвой коммерции, поступившись своим талантом и мастерством в угоду публике. Стал бы он большой звездой - или, другими словами, мегазвездой - если бы немного больше экспериментировал и совершенствовал свое актерское мастерство? Никто не знает.
В то же время его современник, Камал Хасан, начинавший как непревзойденная коммерческая звезда 80-х годов прошлого века, решил выйти за рамки звездности. Как истинный художник, он пробовал неизведанное и покорял новые вершины с беспечным очарованием. Продолжая с невероятной последовательностью раздвигать границы, он, вероятно, отказался от внутреннего осознания себя супер-крутой звездой, властителем бокс-офиса. Актер продолжал появляться во многих фильмах различных оттенков (как, например, в захватывающей киноленте "Vishwaroopam" или психологическом детективе "Vettaiyadu Velaiyaadu"), однако, его подавляющая страсть к инновациям и оригинальности стала причиной заката его супер славы. Но тогда казалось, что это его совершенно не заботит. Он отказался от своей звездности для более приоритетной цели, которая отражала его желание изменить ситуацию в кино. Он чередовал роли в серьезных фильмах и беспечных комедиях, но так ли часто после 90-х ему попадались хорошо написанные сценарии для безусловной звезды? Мог ли он их осуществить?
Парадигма суперзвезды.
Все это приводит нас к нескончаемой дискуссии о славе и ее следствиях. Является ли сочетание понятий актер и звезда настолько странным, что можно говорить о доминировании одного над другим, отказывая им в равенстве? Потеряет ли звезда свое положение, отдавая иногда предпочтение фильмам, которые требуют от нее обращения к реальному актеру внутри себя? Является ли трон суперзвезды таким жестким и небезопасным местом, где вы никогда не можете претендовать на нечто большее, чем традиционность? Является статус суперзвезды слишком тяжелым бременем, чтобы позволить иногда играть роли обычного человека, а затем вернуться к образу супергероя, купающегося в безумной преданности поклонников? Возможно, сейчас все эти вопросы предполагают положительный ответ, но пытается ли в настоящее время кто-то реально это делать? Для того, чтобы это осуществилось, нужна аудитория, которая не ждет от фильмов исключительного развлечения. Та эпоха прошла. Должны ли мы вопрос о божественном статусе звезд считать риторическим? Не превратилось ли фанатство в символ поп-культуры более, чем минимальные проявления индивидуальности?
В этом смысле, разве мы не приветствовали работу звезды в необычных серьезных фильмах, подобных "Vishwaroopam"? Разве мы не благоговеем перед героем актера в "Enthiran", совершенно противоположном проекте, рассчитанном на звездный состав. Но действительно ли эти примеры отражают возможность звезды проявить свои актерские способности в одном фильме, а затем вновь одеть на себя шляпу суперзвезды? Или наоборот? Но опять же, было ли это опробовано в наше время? Если честно, некоторые начали это делать. И впереди всех человек, с которого, возможно, все это началось. После многих лет зависимости от кассы и страха не оправдать ожиданий аудитории, самопровозглашенный "торговый эксперт" Раджникант бросается в омут с "Kabali".
Принимая решение работать с таким режиссером, как Ранджит, и предпочтя играть соответствующую его возрасту роль, не омолаживаясь в угоду толпе его поклонников - он фактически мог бы подарить себе свой запоздавший переломный момент. Участие в проекте Ранджита указывает, что "Kabali" не будет квинтэссенцией фильмов Раджниканта. Но его успех будет означать, что супер-актер сделал успешный переход к ролям в фильмах, ориентированных на сюжет - то есть практически достиг бы невозможного. Та аксиома, что звезда и актер являются взаимоисключающими понятиями, была бы опровергнута отцом всех звезд, который, кстати, известен своим твердым решением никогда не экспериментировать.
А теперь посмотрите на человека, который, по-видимому, утратил свою суперзвездную славу. Он благополучно изображает свою собственную версию звезды, создавая супер-веселый образ Балрама Найду в комедийном триллере "Dasavatharam". Если одной из мер истинной звезды является то расстояние, которое он может пройти как актер, не утратив ауру таинственности, то г-н Хасан продолжает оставаться настоящей суперзвездой.
Итак, чего же мы хотим от Шах Рукх Кхана? Не являются ли Салман, изображающий исключительно нереальных героев, и Аамир Кхан, демонстрирующий равнодушие к звездной славе, слабым отражением Раджниканта и Камала 90-х годов? И каково место Шах Рукх Кхана? Особенно после того, как он сделал безрассудный и смелый выбор. Хотим ли мы, чтобы он, как Раджникант, ждал еще 25 лет, прежде чем освободиться от оков своего образа? Хотим ли мы, чтобы он закрывал глаза на давление бокс-офиса и продолжал экспериментировать? Или же мы хотим, чтобы он попытался совершить, казалось бы, невозможное - быть рискованным актером и Бадшахом Болливуда одновременно? Выбор за нами.
Мани Прабху.
Источник: movies.ndtv.com (перевод LudmilaGros, специально для форума Индия ТВ)