"Я АКТЕР, А НЕ КАСКАДЕР"
Ритик Рошан едва не погиб на съемка Krrish. Актер упал с высоты четвертого этажа на съемках сцены в Сингапуре, но счастливо приземлился на брезентовый навес магазина, не получив ни царапины. Он рассказал об этом случае и о том, что делал со времен Lakshya , который вышел на экраны почти три года назад, в эксклюзивном интервью rediff.com
Ты едва не погиб на съемках. Почему актеры вроде Амира Кхана и тебя вечно стремятся к риску и смертельно опасным трюкам?
Я не стремлюсь к смертельно опасным трюкам. Я никогда не рисковал своей жизнью. Я считаю, это совершенно глупо. Я актер, а не каскадер. Если тебе предстоят сцены, которые несколько рискованны, нужно подготовиться, чтобы быть уверенным в том, что все под контролем. Это рассчитанный риск, на который актер может пойти, что я и делаю. Я никогда не стану бросаться с крутого обрыва, просто чтобы потешить самолюбие. Это слишком эгоистичное стремление - просто порисоваться. Я делал только то, чему какое-то время учился, что должен был сделать. Если ты говоришь о супергерое, то это врожденное свойство его натуры: его жестикуляции, стиля и вообще всего, что формирует образ супергероя. Человек-Паук - это определенная манера передвижения, Супермен и Бэтмен - свой определенный стиль. Каскадер не может это воссоздать и имитировать актера, он будет бегать, падать и взлетать так, как это сделала бы он, это инстинкт. Я же во время тренировок наработал определенный стиль, который и передал своему герою. Так что во всех движениях Криша проскальзывает определенный характер, это его индивидуальность. Если даже вы увидите его издали, вы поймете, что это Крриш, увидев, как он двигается, прыгает, приземляется и развораачивается. Никто больше не мог это скопировать, поэтому я должен был сам проделать эти трюки. Только так мог получиться цельный человек. То, что произошло, - чистая случайность, это невозможно было предвидеть, но все обошлось, и я не получил ни единой царапины.
Через неделю после выхода на экраны Krrish в Индии и по всему миру выходит "Возвращение Супермена". Не боишься конкуренции со стороны идола-супергероя?
Страха совершенно нет и не должно быть. Может произойти только две вещи. Обе позитивные. Либо фильм подтолкнет нас создавать еще более крутые спецэффекты и чему-то научит, указав на наши ошибки, либо он (Krrish) будет иметь больший успех - и это будет признание нашей работы. Тогда мы будем чувствовать себя победителями, и это будет повод повеселиться. В обоих вариантах есть что-то позитивное. Так я смотрю на жизнь. Во всем в жизни можно увидеть положительную сторону.
У тебя не было релизов со времен Lakshya в 2004-м. не потому ли, что ты знал, что Krrish займет все твое время, или просто не было других классных предложений?
То и другое. Я не обещал себе, что не буду больше нигде сниматься. Я читал сценарии и ждал, что предложат что-нибудь восхитительное, и даже отбросил сценарий Krrish, но ничего достаточно интересного не предложили. Еще я хотел активно участвовать в создании сценария Krrish, потому что это жанр, в котором я разбираюсь: мое поколение бы очень оценило фильм. Мое поколение выросло на Супермене, Бэтмене, Человеке-Пауке, так что я был убежден, что участие в написании сценария будет мне по душе. Сценарий занял целый год, потому что нам не на что было сослаться. Мы не хотели основываться на теме банальных супергероев с двойной жизнью: Супермен-Кларк Кент. Мы не хотели повторить то, что уже было, но намерены были создать нечто действительно новое. Это вызвало множество препятствий Я не принимал решение сниматься в одном-двух фильмах в год. Я готов сняться в восьми, если смогу отдавать все свое время каждому и завершить съемки вовремя, чтобы каждый режиссер остался полностью доволен. Если съемки одного фильма займут 40 дней, я готов сняться в пятнадцати фильмах, но буду сниматься в них по очереди.
Ну а как насчет всех этих фильмов с молодыми режиссерами-первачками?
Да, Их много, потому что у нас всего пять или шесть великих режиссеров - и они не слишком часто снимают кино. Вот молодые режиссеры и заполучают невероятные истории и снимают их свежо. Говоря о том, что якобы только его отец, режиссер Ракеш Рошан, в состоянии извлечь из него весь талант, Ритик Рошан утверждает, что это лишь совпадение - что все лучшие его фильмы снимал отец. "Это почти все равно как попытаться сбросить со счетов мой талант", - говорит он. В третьей части эксклюзивного интервью rediff.com актер говорит о своем отце, об актрисе Приянке Чопра, своей партнерше по Krrish, и о Rang De Basanti.
Ты чувствуешь себя более уверенно, когда работаешь с папой?
В каком-то смысле да, в каком-то нет. Папа всегда обращается со мной как с актером, а не как со звездой. Он знает, как со мной нужно обращаться. Он знает, сколько мне нужно времени, чтобы приготовиться, и он не воспринимает меня как нечто само собой разумеющееся. Наши отношения открыты и кристально чисты. Когда я работаю на стороне, как нечто само собой разумеющееся все думают, что вот это Ритик, он может сделать все. Со мной обращаются, как со звездой. Порой я чувствую себя просто-таки непобедимым, когда работаю с кем-то со стороны, потому что таким меня хотят видеть. И хотя, конечно, это не так, порой я думаю: вау, и все это я? Работая с папой, я чувствую себя просто работающим. Никаких звездных ярлыков. Иногда я просто забываю, что я главный герой фильма.
Твой отец уже намекал на возможность съемок продолжения Krrish.
Если вы будете думать о супергерое, то не поймете. Но если вы выходите из кинотеатра и, вспоминая увиденное, воскликните: "Этот парень супергерой. Он может спасти мир!" Но в этом фильме мой герой не берет на себя ответственность спасти мир. Фильм не об этом, фильм о личной борьбе, это история личности. Человек-Паук, Супермен - эти ребята были взяты из комиксов. В фильме они появились не впервые. У него (Крриша) никакой предыстории нет, поэтому фильм сам по себе создает историю. Он создает основу для рождения героя. Кто знает, что мы будем делать после Krrish? Может быть, в части II он станет таким супергероем, что одолеет суперзлодея.
Оглядываясь назад, ты не думаешь, что, работая с папой, ты не чувствуешь себя ограниченным, как это происходит, когда ты работаешь с другими режиссерами?
По-моему, это неправильно - сравнивать режиссеров или талант. Все талантливы. У моего отца было много провалов, хорошие фильмы и плохие фильмы - часть жизни. До сих пор все мои лучшие фильмы создал папа, но это совпадение. Просто так кажется - что все лучшие фильмы папа приберегает для меня. Если даже причина успеха в любви, которую он ко мне испытывает, то другим режиссерами стоит у него этому поучиться - любить своих актеров, как собственных детей. Потому что от этого фильм только выиграет. Я все время это слышу: твой талант в состоянии извлечь только твой отец, и все потому, что он твой отец и так тебя любит". Это почти все равно как попытаться сбросить со счетов мой талант. Напротив, если фильм подчеркивает мой талант и входит в историю кинематографа, так пусть же режиссеры любят своих актеров, как собственных детей. Если это выливается в хороший продукт, то это того стоит!
Ты впервые работал с Приянкой Чопра, что запомнилось тебе в работе с ней?
Перед камерой она естественна и очень искренна. Она именно такая, какой выглядит, она не фальшива. Это комбинация ее таланта и ее личности. К тому же, она человек, который смотрит на картинку в целом, а не только на свои крупные планы. Она увлечена не только тем, что делает сама, но и всем процессом съемок, а это дара серьезного актера
Какие из последних фильмов запали тебе в душу?
Увы, за прошлый год я не посмотрел почти ничего. Последнее, что я смотрел и что меня увлекло, - это Rang De Basanti. Фильм мне действительно понравился.
Ты должен был сниматься в нем.
Да, но, к сожалению, а может, к счастью, я работал над Krrish и не смог приспособить свое время к их графику. Ритик Рошан любит сталкивать в разных фильмах разные миры. В последней части своего эксклюзивного интервью он говорит о себе как об актере, об Амире Кхане и о том, рискует ли он своей карьерой, став таким разборчивым при выборе ролей.
Когда мы смотрим твои роли, складывается впечатление, что ты все время стараешься изменить себя как актера. Это близко к правде?
Я пытаюсь выбирать фильмы, которые показывают мир, далекий от того мира, в котором я был в предыдущем проекте. Это совершенно очевидное стремление меняться и становиться кем-то, кем я прежде не был. Да, я сознательно выбираю мир в своих ролях. Надо выбирать лучшее, покорять самую высокую гору и ставить там свое знамя. Я не столько думаю о герое, сколько о мире, в котором он живет.
Как ты думаешь, ты подвергаешь риску свою звездность, став таким разборчивым? Быть может, режиссеры теперь не предлагают тебе ничего, потому что считают, что тебе это будет не интересно?
Прежде всего, если у режиссера есть сценарий, который он обожает, то его ничто не остановит. Действительно страстный режиссер не станет приспосабливаться к звездной системе и будет искать актеров, которые сумеют отразить его честность. Актеры, которые честны, не обременены знанием того, что они звезды. Они просто честные актеры, которые хотят хорошей работы, и я, это точно, один из таких. Снова и снова я снимался в таких фильмах, как Fiza, Na Tum Jano Na Hum, Mujhse Dosti Karoge, новый проект Зои Акхтар. Все они режиссеры-первачки. Fiza был вообще-то моим вторым фильмом, и я там не в главной роли. Главная роль там у девушки. За свою шестилетнюю карьеру я набрал много примеров, которые могут позволить всем режиссерам расслабиться и не переживать из-за того, что я звезда и что мне может не понравиться сценарий. Я читаю огромное количество сценариев - от лучших до худших. Не отказываюсь ни от одного, не прочтя, и каждому даю шанс.
Что стимулирует тебя как актера сейчас, когда ты знаешь вкус настоящего успеха?
У актера это в крови. Его инстинкты возбуждают и великая драма, и идеальное создание волшебных, вдохновляющих моментов. Стимулирует стремление показать что-то, что близко самому, на экране и вдохновить миллионы людей. Нужно просто иметь свое видение, которое поможет поднять фильм выше, над обычным уровнем. Это амбиции, страсть, человеческий инстинкт - стараться реализовать весь свой потенциал. Вот что я чувствую. Вот что чувствует большинство актеров, если они в хорошем смысле слова амбициозны. Это не жажда славы и денег. Это просто следствие истинной амбиции, о которой я только что упомянул, и очень важная часть этого мира - конкуренция. У нас конкуренция почему-то возбуждает страх. Но для меня она только на пользу. Без конкуренции не поймешь, сколь хорош ты можешь быть. Без конкуренции люди бы никогда не реализовали свой потенциал полностью, не били бы рекорды, не было бы Олимпийских игр. А они существуют, потому что люди постоянно стремятся к самосовершенствованию. Только другие люди подталкивают нас совершенствоваться.
Ты встал на защиту Амира Кхана, когда Fanaa запретили показывать в Гуджарате из-за его требования восстановить в правах пострадавших от проекта построения дамбы Нармада. Что тебя побудило сделать это?
Самое главное - я был дома. Не в гуще съемок, когда не различаешь дни недели. Так большинство звезд живут. Они заперты в совершенно ином мире, им это нужно, потому что только так они в состоянии постоянно играть разные характеры. Если бы я сейчас снимался в Koi... Mil Gaya, я бы не читал газет. Когда я снимался в Koi..., помню, я два года не читал газет, потому что не хотел выходить из того мира. Это был мой фокус. Может, со стороны кажется, что я замкнулся в своей раковине, но правда в том, что я был свободен. Моя голова заработала. Я говорил то, что думаю, не важно, стоило что-то мое слово или нет, не важно, почему другие об этом не говорят. Коллеги и друзья Амира Кхана. Когда мне задали вопрос, я высказал свое мнение. Но, конечно, случайно или намеренно, слова забылись, а истина исказилась. Я стою на стороне Амира и думаю, что это не он неправ. Но, не зная всех тонкостей, я не могу никого обвинять. Я и не обвинял, хоть пресса и представила это так. Они упустили очень важное слово - "если". Моя позиция была такова: "Если эти люди применили физическую силу, чтобы остановить показ Fanaa, то они всю киноиндустрию выкупили". Моя забота и мои побуждения - это борьба за демократические права каждого гражданина нашей страны. С этим чувством и с этим убеждением я стою на стороне Амира, потому что он не совершил ничего незаконного. На самом деле, если они сделали то, в чем их обвиняют, то это они поступили незаконно. Никто не имеет право останавливать показ Fanaa, потому что им не нравится, что против них сказал один человек. Если это так и было, то это такой незрелый поступок! Это не обвинение, а просто мое мнение, если все так и было, и именно поэтому я стою на стороне Амира.
Итак, далее ты снимаешься в Jodha-Akbar?
Да, и это совершено иной мир, чем тот, из которого родом я сам.
Что привлекло тебя в этом фильме?
На самом деле, я еще не начал работать над ним. Я заканчиваю съемки в Krrish и к августу заканчиваю Dhoom II. Я очень доволен тем, что мне доведется работать с Ашутошем Говарикером. Я его большой поклонник. Самый главный мотив, почему я подписал этот контракт, - это Ашутош. Иногда режиссер уже сам по себе источник вдохновения и образования. Я надеюсь поучиться у него, когда мы будем вместе работать.
Ты работаешь с Айшварьей Рай, с которой никогда прежде, кажется, не играл в паре?
Мы только что отсняли с ней вместе очередной кусок Dhoom II в Рио. Меня восхитил ее подход к работе. Надо видеть ее преданность и постоянную сфокусированность. Мало того, что она крайне красива и привлекательна, - она думающий актер, и меня это приятно удивило. Знаю, это неправильно - иметь какие-то предубеждения и заранее что-то предполагать в ком бы то ни было. Но, должен сказать, я неверно судил о ней. И почувствовал себя настоящим дураком. Иногда красота затмевает талант. В ней куда больше пыла, чем можно предположить. И она определенно актриса, с которой я с удовольствием буду работать в Jodha-Akbar. Надеюсь, наша пара будет иметь успех.
Кажется, у нас засилие исторических фильмов: Taj Mahal, Mughal-e-Azam ведь вышли совсем недавно…
Я много нового узнал, когда стал читать об Акбаре и его временах. Все, что я знал о нем, я узнал в школе, причем в основном успел забыть (смеется). Будет приятно вернуться к истории.
Акбар женился на Джодхе, принцессе-индуске. Ты индус, женатый на мусульманке. Насколько, по-твоему, важна множественность для Индии?
Учения всех религий похожи. С тех пор, как их написали, их успели извратить и абстрагировать. Религию начали использовать, чтобы найти свое "я", потешить свое самолюбие. И гордиться: вот, мол, мы единственные защитники, знатоки истины. И указывать пальцами на тех, кто не верит, что это так. Религия становится игрой для эгоистов, средством в амбициозной борьбе за большую власть. В первоисточнике все религии говорят об одном. Я уважаю каждую религию, я против тех, кто использует религию, чтобы тешить свое самолюбие и достигать большей власти. Что важно - так это духовность. Это истинная вера, если такая вообще возможна. Я верю во множественность, так меня воспитывали в семье, и мы должны передать эту мысль своим детям: что касты и расы не имеют значения, что все это созданные человеком барьеры, помогающие одним оставаться у власти, быть сильнее других.
Rediff 06'2006
Перевод с английского: Jyoti