"МОЯ МАМА ДУМАЛА, ЧТО Я ПОХОЖ НА ДИЛИПА КУМАРА"






Шахрукх Кхан рассказывает, как Дилип Камар и Амитабх Баччан правили его юношеским воображением. Рахул Гангвани выясняет, как так случилось, что повзрослев, он стал третьим углом треугольника власти.
Его руки широко раскинуты, призывая его возлюбленную. Должно быть, это стало самым характерным образом на экране за прошлые два десятилетия. А человек, сделавший это популярным, должно быть, самая значительная суперзвезда нашего времени. Шахрукх Кхан. Если Дилип Кумар искал трагедии, Амитабх Баччан отдавал предпочтение ярости, Шахрукх Кхан вернул роман в нашу жизнь. Он сделал мечтательными наши глаза и сказал нам, что лишь любовь имеет значение. Прошедшие 20 лет все связаны с ним. Он пересекал один рубеж за другим с непринужденностью спринтера. И посмел идти туда, куда никто до него не смел соваться. Не будет преувеличением сказать, что он поместил индийское кино в карту. Спросите немцев, египтян, жителей Южной Америки, индонезийцев, марокканцев, жителей Турции.
Для них индийское кино - это только одно имя. Так что в соответствии с болливудским исчислением, это было установлено, что он может открыть кино, он обладает эффектом синергии. Это означает, что если SRK появляется где-то, там наступает светопреставление. У него напряженное время прямо сейчас. Он специально прилетел из Ваи, где он снимается для Chennai Express, ради нашей исторической фото-сессии с Дилипом Кумаром и Амитабхом Баччаном. Это - подавляющий момент. И Шахрукх не остался равнодушным. 100 лет индийского кино - длинное путешествие. И SRK проливает свет на свои впечатления от кинофильмов.
ВАШ ОПЫТ ПОХОДОВ В КИНО В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ?
Первым фильмом, который я посмотрел в кинотеатре, был Joshila. У меня было плохо по хинди, и моя мама (Латиф Фатима) сказала мне, что если я получу 10/10 по предмету, то она возьмет меня в кино. Я получил отличные оценки, и помню, как мы пошли в кинотеатр Vivek на сеанс. Позже я узнал, что этот фильм снял Яш Чопра, а продюсером был Гульшан Раи. Так что мои отношения с Яш Чопрой восходят к тому времени. Моя мама любила кино. То было временем видеомагнитофонов. Обычно мы смотрели фильмы на видеокассете по черно-белому телевизору. Цветного телевизора у нас не было. Был один парень Винит, потом он сыграл в двух кинофильмах, он продавал видеокассеты на Чандни Чоук, мы подружились с ним на почве любви к кино. Моя мама страдала от болей в ногах. Так что каждый вечер моя сестра (Лала Рукх) и я обычно массировали ей ноги и смотрели кино. Это было ритуалом. Мы смотрели фильмы любых жанров. Бисваджит был маминым любимым героем. Она считала его красивым. Она любила Дилип Кумара и думала, что я похож на него. Когда выходил новый фильм, мама, сестра и я смотрели его в кинотеатре Uphar. После смерти моего отца (Тадж Мохаммед Кхан), просмотр фильмов стало 'нашим' пунктиком. Я с нежностью вспоминаю, как смотрел Himmatwala (1983). Обычно я ездил на мотоцикле, чтобы купить билеты. Это был так здорово.
ВЫ ТОГДА ДУМАЛИ, ЧТО ОДНАЖДЫ БУДЕТЕ В КИНО?
Я никогда не хотел быть актером; всегда хотел быть спортсменом. Первым человеком, который посчитал, что я мог бы быть актером, был Харри Баведжа. Он позвонил моей маме и сказал ей, "Main aapke bete ko zaroor hero banaoonga." (Я обязательно сделаю из вашего сына актера) Моя мама тут же записала его номер на стене. Маме, конечно, хотелось, чтобы я был в кино. Мне тогда было 17-18, и я занимался театром. Однажды, брат Лаки Али снял меня на видеокамеру и сказал мне, что я фотогеничен. Я не хотел сниматься в кино. Но когда моя мама умерла, в Дели у меня ничего не осталось. Поэтому я упаковал сумки и приехал сюда. Я в кино из-за моей мамы. Когда Харри встретил меня в Бомбее, он спросил, почему я не позвонил ему по номеру, что он дал маме. Именно поэтому, он и его сын, Харман (Баведжа) всегда будут особенными для меня. Я приехал в Бомбей, думая, что буду работать на телевиденье. Я стал работать с Азизом Мирзой (Цирк). Там еще были Саид Мирза, Ашутош Говарикет, Нирадж Вора, Макранд Дешпандэ, Кундан Шах. Это были отличные съемки. Я получил деньги и продолжил работать в Бомбее.
ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ТО, КАК ВЫ ВОСПРИНИМАЕТЕ ФИЛЬМЫ, ПО СРАВНЕНИЮ С ДЕТСТВОМ?
На самом деле, нет. Мне нравились все фильмы тогда. Мне нравятся все фильмы теперь. Я не могу оценивать фильм. Некоторые фильмы могут иметь плохие отзывы, но я думал, что они фантастические. Мне кажется это неверным, оценивать фильм. Думаю, я самый неподходящий человек из тех, кому следует показывать фильм. Когда актеры-актрисы спрашивают меня, как мне фильм, они бывают потрясены, когда я говорю им, что мне он понравился. Они восклицают типа, как тебе мог понравится фильм, Шах. И я отвечаю, но мне фильм понравился. Я нахожу красоту во всем. Я чувствую, что фильмы не надо резать. [Смеется] Хотя, когда я выгляжу неважно в моих фильмах, я прошу создателей вырезать это. Для меня самое прекрасное воспоминание из детства - массировать ноги мамы и смотреть кино. В те дни можно было взять фильм в прокат за 10 рупий, но нужно было вернуть кассету на следующий день. Иначе пришел бы продавец кассет и постучался бы к вам в дверь. Тогда была очередь, чтобы посмотреть фильм, было сумасшедшее желание немедленно увидеть его. Сейчас такого нет. Сегодня мы вряд ли услышим, как кто-нибудь говорит, "Приятель! Я обязательно должен посмотреть этот фильм." Я также чувствую, что из просмотра фильмов ушла некая наивность. Возможно, вина за это лежит на слишком большом анализе и критицизме зрителя. Мне нравится смотреть фильмы с моими детьми. Они смотрят фильмы наивными глазами.
КАКИЕ ФИЛЬМЫ ОКАЗАЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ВЛИЯНИЯ НА ВАС?
Padosan (1968) и Jaane Вhi Do Yaaro (1983). Я любил эти два фильма. Я считал их веселыми. В Padosan была определенная простота. Я показал детям недавно Jaane Вhi Do Yaaro. Мы устроились с попкорном, и я сказал им, какой это смешной фильм. И я надеялся, что он им понравится. К сожалению, они вообще не нашли его смешным. Ребенком я думал, что это был самый смешной фильм из всех. Но времена изменились. Они не смогли понять важность фильма. Sholay (1975) - еще один фильм, оказавший влияние. Я не помню, сколько раз я его смотрел. Моему отцу нравилась Мадхубала. Поэтому я смотрел много фильмов с ней. Они были очаровательными, но я не буду рекомендовать их. Я смотрел все фильмы Амитабха Баччана. И я так огорчился, когда в одном из интервью в вашем журнале его спросили о Nastik, а он сказал, что если вы хотите, чтобы я наслаждался своим обедом, не говорите о нем. Я был огорчен, что он так сказал о Nastik (1983), потому что мне нравился этот фильм. Я могу представить, как он говорит это своим баритоном, 'Не говорите о нем'. Еще одним близким моему сердцу фильмом является Chaiti Ka Naam Gaadi (1958). Мне нравились песни. Кроме того, герои имели на меня огромное влияние. Я знал, что Амитабх Баччан и Риши Капур взъерошивают свои волосы после расчесывания. Я тоже стал так делать. Всегда, снимая романтическую песню, я могу думать лишь о Раджеше Кханна. Он является моим вдохновением в этом. Мне нравились все фильмы Бисваджита из-за моей мамы. Недавно я встретил его и сказал, что моя мама была его огромной поклонницей. Моей маме еще нравился Джой Мукхерджи, поэтому мне нравились и его фильмы. Дилип Кумар был также ее любимцем.
КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ВАС ОКАЗАЛ ДИЛИП КУМАР?
Фактически, я знал господина Делипа с детства. Папа знал его. Они жили в том же самом районе в Дели. Я много раз в детстве встречался с господином Дилипом. Мы часто бывали у них. Фактически, Сайра-джи этого не помнит, но ее лекарства часто посылались моей тетей из Лондона. Несколько лет спустя, когда я работал с Кетаном Мехтой, я увидел фотографию Дилипа Кумара в его офисе, и у меня была реакция типа, о! это же я. Он был так похож на меня на этой фотографии. Или скорее я был так похож на него. Но мои отношения с господином Дилипом вне кино. Господин Дилип и Сайра-джи всегда думали обо мне как о своем сыне.
РАССКАЖИТЕ НАМ О ВАШИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ОТ РАБОТЫ С АМИТАБХОМ БАЧЧАНОМ В MOHABBATEIN
Mohabbatein (2000) был фильмом, с которым Амит-джи возвращался на экраны. Поэтому, я чувствовал, что он был немного не уверен в себе. Такое бывает со всеми актерами. На съемочной площадке, Ади (Адитья Чопра), Каран (Джохар) и я, мы все были его поклонниками. Помню, мы делали с ним одну сцену, где он говорит, 'Turn kya samjhatey ho Raj Aryan! Yahaan pe aakey turn pyaar...' и я подумал, что Амитабх Баччан должен делать ее не так. Он должен делать ее по-другому. Я смотрел на него, как зритель, как фанат... не как cо-актер. Будучи взволнованным тем, что работаю с ним, и не понимая свое место, я подошел к нему и сказал, не мог бы он сделать это иначе. Он выслушал меня и попробовал сделать по-моему. В конечном счете, конечно, он сделал это по-своему, и так было лучше. Но он выслушал меня, не отмахнулся от меня. Именно так поступает хороший актер. Он воспринимает и ваши мысли, а не только доносит свои. Г-н Баччан выдает то, что зрители хотят видеть, а не то, что он хочет показать. В нем много скромности, как в актере. Он тратил время, чтобы разговаривать с молодыми актерами на съемочной площадке. Это было мило. СМИ воспринимает его как сдержанного человека, но на съемках он - самый интересный и забавный человек из всех. Он ведет с вами интересные беседы. У меня действительно были хорошие моменты с ним. Он силен в Скрэббл, мы пару раз играли. Он в нем непобедим. Его знания удивительны. Спросите его, кто был президентом Уганды в 1972, и он вам ответит. Он побуждает во мне желание больше читать и получать больше знаний.
ВАШИ ЛЮБИМЫЕ АКТРИСЫ?
Моя самая любимая актриса - Мумтаз. Я считал ее стильной и чрезвычайно красивой. Мне также нравилась Сайра Бану. Она выглядела такой невинной на экране. Она была очень красивой в песнях Bhai batur (Padosan) и Kashmir ki kali hoon main (Junglee, 1961). А еще эта песня с полотенцем, Thoda sa thehro, в Victoria No 203 (1972). Она была удивительна.
ВЫ СЧИТАЕТЕТ, НАШЕ КИНО ВЫДЕРЖИВАЕТ СРАВНЕНИЕ НА МИРОВОМ УРОВНЕ?
Мы не должны упрощать наше кино. Мы должны поддерживать нашу культуру. Песня и танец - часть нашей культуры. Это - уникальная отличительная особенность наших фильмов. В этом причина того, у нас есть кинозвезды в нашей стране. Нигде в мире нет звездой системы кроме Голливуда. У нас она есть из-за культуры нашего кино. И эта культура благодаря Mughal-e-Azam, Pakeezah или любому фильму Аамира Хана или, если уж на то пошло, Sholay и Shaan также. Это развлекательные фильмы. Есть экшен, драма, танец... все. И все-таки это не глупое кино. Поэтому мы не должны продавать наши души ради псевдо интеллекта. Некоторые из наших последних фильмов лишь пытаются казаться интеллектуальными. В них нет истории. Моя прабабушка могла рассказать лучшие истории чем в них. Почему мы пытаемся потерять нашу культуру? Нам снова нужен Гуру Датт. Pyaasa был профессиональным фильмом с замечательной историей.
Это большой выпуск к 100-летию кино. У нас извиняющее отношение по поводу любви к хинди фильмам. Это неправильно. Мы говорим о голливудском кино по-другому... 'Какой действительно потрясающий фильм Silver Lining Playbook!', 'Какой классный Spider-Man', 'Фильмы The Die Hard - настолько хорошие.' Почему мы не можем говорить тоже самое с такой же уверенностью о наших хороших фильмах? Мы должны брать пример с Запада. Для них кино - серьезный бизнес. Они с огромным уважением относятся к возвращениям. Излечившиеся наркоманы приветствуются. Джерард Батлер был алкоголиком. Но посмотрите, где он теперь. Здесь бы на него смотрели пренебрежительно. Если люди из индустрии начнут относиться к фильмам серьезно, то у зрителя будет такое же отношение.
ТО ЕСТЬ, ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО НАШИ АКТЕРЫ НЕ ОТНОСЯТСЯ К ФИЛЬМАМ СЕРЬЕЗНО?
Вы знаете у большинства из них отношение типа, ''Arrey aisi fihnein aaj kal chal rahi hai, toh yeh kar lete hai." (Эй, такие фильмы сейчас срабатывают, значит такие и делаем) Их отношение, 'Picture banate hai, paise kamaate hai aur apni zindagi mein khush rehte hai." (Картину сделал, деньги заработал и наслаждайся жизнью) Я не понимаю, почему режиссеры больше не думают о зрителях. В этот год празднования 100-летия кино мы должны вновь сфокусироваться на зрителях. Нельзя оболванивать зрителей, говоря yeh film toh single screen mein hi chalegi (этот фильм идет только на одиночных экранах). Нельзя разделять индустрию. Да, правильный бизнес это хорошо, но не в плане творчества.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗА ЭТО НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОРПОРАТИЗАЦИЯ КИНО?
Таинственность кино исчезла из-за акцента на бизнесе. Как только вы применяете числа к фильмам, это ставит барьер. Фильмы предназначаются для побега от реальности. Это что-то, чтобы отвлечься от всего повседневного. Именно это вы делаете каждый день - Baajra kitne ka aaya? Oh 100 rupaya ka! Kitne ka ghar liya? (Пшено по чем? О, 100 рупий! За сколько дом купил?) А теперь мы так же поступаем и с фильмами. Сколько сделал фильм? Мы только вычисляем... Мы сделаем фильм за 40 крор, мы возьмем столько-то за спутниковые права, столько-то от проката в кинотеатрах, и это будет окончательной прибылью в сводке.
НО РАЗВЕ ВЫ НЕ ДУМАЕТЕ ТАКЖЕ КАК ПРОДЮСЕР?
Я думаю как продюсер в течение трех ночей после провала моих фильмов. В остальное время, нет. Именно поэтому я считаю, что не задержусь в индустрии надолго. Разве только, у меня есть люди, работающих на меня, которые думают только о бизнесе.
РАНЬШЕ ФИЛЬМЫ ТОЖЕ ПОМЕЧАЛИ: 100 НЕДЕЛЬ, СЕРЕБРЯНЫЙ ЮБИЛЕЙ И Т.Д. ТАК ЧТО ЦИФРЫ И ТОГДА СОПУТСТВОВАЛИ ФИЛЬМАМ...
Есть разница. Сто недель говорили о долговечности фильма. Это говорило о том, насколько людям понравился фильм.
НА НЕДАВНО ЗАВЕРШИВШЕЙСЯ FICCI FRAMES КОРПОРАТИВНЫЙ ГИГАНТ СКАЗАЛ, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В 100 КРОР СКОРО СТАНЕТ МЕЧТОЙ В 1000 КРОР. ИЗ-ЗА ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ РАЗВЕ НАША ИНДУСТРИЯ НЕ СТАНОВИТЬСЯ БОЛЬШЕ?
Корпоративный парень прав в отношении того, что он сказал. Это его работа. Он может сказать мне, сделать фильм за 1000 крор. Но он не должен говорить мне, как делать этот фильм за 1000 крор. Он не должен говорить мне, ты должен закончить фильм за 40 дней, ты должен вставить такой-то танцевальный номер. Он должен думать о маркетинге фильма и оставить творческие вопросы мне. Я создаю контент. Он должен доверять мне как создателю контента, а я буду в свою очередь доверять ему.
ВЫ НЕ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В НАШИХ ФИЛЬМАХ СТАЛО БОЛЬШЕ РАЗУМА, А СЕРДЦЕ ОТОШЛО НА ВТОРОЙ ПЛАН?
Эти две вещи не разграничены должным образом. В этом то и заключается проблема. Например, финансист и продавец также снимают фильмы, а творческие люди также продают фильмы. Я считаю, что каждый должен заниматься тем, в чем он понимает. У вас должна быть возможность разграничить эти два аспекта. Творческий человек не должен думать о бизнесе, а бизнесмен не должен думать о творческих аспектах. Сейчас же все совмещается. Но я верю, что со временем это будет разграничено.
НО ВЫ ПОКОРИЛИ ОБЕ ОБЛАСТИ - ТВОРЧЕСТВО И МАРКЕТИНГ.
Это был самый печальный момент моей жизни, когда мою страсть к фильмам объявили маркетингом. Мне совершенно не нравится, когда люди называют меня гением маркетинга. Почему они не поймут, что я - лишь страстный кинопроизводитель, который хочет, чтобы весь мир увидел его фильм? К сожалению, моя любовь к кино считается умным маркетингом.
Интервью со сканов FF, посвященного 100-летию хинди кино (автор перевода - nml,www.znaemtolk.com)