Замуж?
/ж-л «Фильм*S», июль-август-сентябрь, 1994г/.
Наша Королева отказывается признать тот факт, что она прошла уже половину пути.
Однажды мы сидели на съемочной площадке и обсуждали наш общий знак Зодиака – Весы. Кто-то отпустил мне комплимент, и Рекха тут же сказала: «Она же из созвездия Весов!». А я добавила: «Мы почти одного возраста». Рекха улыбнулась, явно польщенная. А через несколько дней я встретила ее старого приятеля Джитендру и узнала от него, что она почти на десять лет старше меня.
Решив встретится с Мадам, чтобы обсудить возрастной фактор, я пришла к ней. Она начала так: «Жизнь не начинается с рождения и не кончается смертью. Жизнь – это длительный процесс, во время которого мы осуществляем контроль за настоящим, пытаемся определить, каким будет будущее, и предпринимаем попытки решительным образом изменить что-то в своей жизни. Жизнь – это развитие, которое проходит через бесчисленное количество проб и ошибок».
«Гораздо важнее быть здоровой, чем выглядеть моложе. Что касается здоровья, я хорошо поработала над собой, и это было нелегко. Если один день поленишься, не будешь то, что нужно, это сразу же отразится на твоем лице, настроении, работе. Мне было дано больше, чем другим, и только от меня зависит, сумею ли я это сохранить. Знаете, легко избавиться от плохих черт, но когда у тебя столько хороших качеств, их надо использовать должным образом. Что я и делаю. Легко сказать, что это – благодать, дарованная свыше. Людей, кому дарована красота, много, но они не работают над собой. Что касается меня, то у меня нет пороков».
В этом месте я подумала о фильме «Один Дома» -- и вот почему. Когда я только-только вступила в этот замечательный мир журналистики, иногда вечером мы с мужем и его друзьями ходили в Сирок на чашку кофе. Каждый раз, когда мы проходили мимо дома Рекхи, мы толкали друг друга плечом и говорили: «Мадам одна».
Это было своего рода шуткой. Но именно об этом я спросила Рекху: как она справляется с одиночеством?
«Пока у тебя есть способность думать, ты не одинок. Пока у тебя есть способность смешивать цвета и создавать какой-то новый тон, значит, ты живешь. А пока ты живешь – в моем понятии этого слова, -- ты не можешь быть один. Надо много думать».
Но ей нравится жить одной?
«Не могу сказать, что мне это нравится. Есть моменты в одиночестве, которые мне нравятся. Но мне тоже нужна компания. Я ведь живой человек. Но бывает, когда мне нравится быть одной, никто не говорит мне, что надо делать. Я ложусь и встаю, когда хочу. Я рисую, слушаю музыку или читаю книгу. В эти минуты хорошо быть одной. Но я не пользуюсь своей свободой, чтобы завести 10 любовников, это не для меня. Мне важно, чтобы я сама могла себя уважать и тогда все имеет значение: каждая мысль, каждое действие, каждый поступок».
Если одиночество так приятно, почему тогда, глядя на нее, создается впечатление, что она заброшенная и несчастная? Это делается специально?
«Нет, не специально. Это у людей создается такое впечатление, сама же я никогда не давала зарока быть одинокой. Мои сестры вышли замуж и уехали. Мама жила на юге, потому что она больше нужна была сестре, чем мне, потом она умерла. Поэтому нынешняя ситуация естественна».
Разве ей не нужен друг, человек, с которым можно было бы поделиться самым сокровенным?
«Мой лучший друг – тот, кто будит лучшее во мне. Это может быть кто-то или что-то. Вы можете его не видеть и с ним не обязательно говорить. Например, мамы больше нет со мной, но каждый раз, когда я думаю о ней, я улыбаюсь, она вдохновляет меня. Я думаю, если у вас есть способность замечать и чувствовать даже что-то очень малое, он может стать вашим лучшим другом».
Странный образ мыслей, я тоже живу большей частью одна, но мне нужны мои друзья, мне нужно писать, ходить на вечера, делать покупки. Это – кислород для любой женщины, если она вынуждена жить одна.
Мадам расправила платье, подняла подбородок, таинственно улыбнулась и сказала: «Кислород? Я думаю, любовь – это самая чистая форма кислорода».
Я вздохнула с облегчением – вот оно! Собака и секретарь – это недостаточная компания для нормального человека. Мужчины – социальные животные, и если у тебя нет взаимоотношений с нормальными людьми, тебе надо провериться у психиатра. Общественная жизнь важна в любой форме.
«Светская жизнь, -- по-моему, пустая трата времени и сил. Большинство людей такие двуличные – в глаза они говорят тебе комплименты, а за глаза поливают грязью. Мне лично не нужна такая общественная жизнь. У меня есть много друзей и я горжусь ими. Лучше иметь нескольких близких друзей, чем кучу паразитов, которые живут за твой счет: пьют, едят, а потом поливают тебя грязью. Я смеюсь над стадностью. И так как живу одна, я должна быть внимательна к тем, кто приходит в дом».
Почему она так не любит «четвертую власть»? Каждая звезда понимает, что иногда ей нужна пресса. Почему же она считает, что пресса всегда сует нос не в свои дела?
«Я даю интервью только нескольким избранным журналистам, которые понимают меня. Я согласна, что звезда нуждается во внимании прессы. Один знакомый редактор сказал мне, что когда Амит-джи (Амитабх Баччан) видит человека с сумкой через плечо, он выскакивает из автомобиля дать интервью. Я никогда этого не сделаю».
Хорошо, ей не нужны друзья, не нужна общественная жизнь, пресса. Но она хочет выйти замуж, иметь семью?
«Каждая женщина мечтает об этом, будь то Рекха или какая-нибудь нищая, она хочет быть нормальной женщиной, матерью и женой. Дело в способности претворить в жизнь свою мечту. Я тоже думала, что выйду замуж, у меня будут дети. Это была моя мечта. Я пробовала выходить замуж, но из этого брака ничего не вышло. Поэтому для меня выйти замуж – это все равно, как если бы Гаутам Будда попробовал стать Давудом Ибрагимом. Это уже доказано, что Бог не захотел, чтобы у меня была обычная жизнь».
А что с ее карьерой в кино, которая почти закончилась? Что она думает по поводу этой ужасной конкуренции, которая существует в кино, или – по поводу ее профессионального статуса?
«Какая конкуренция? Я ни к кому не испытываю ревности. Те фильмы, в которых я снимаюсь, содержат много смысла. Я не хочу никому ничего доказывать. Мои поклонники всегда придут в кинотеатр, чтобы посмотреть, что сделала Рекха. Мэрилин Монро до сих пор собирает залы, хотя столько лет прошло после ее смерти. Нас, звезд, осталось несколько человек. Где вы еще найдете такие пары, как Наргис – Радж Капур, Мина Кумари – Дхармендра, Риши Капур – Ниту Сингх, Рекха – Амитабх Баччан. Идеальные пары не возникают просто так».
Конечно, она снимается не из-за денег, потому что с финансовой точки зрения она обеспечена.
«Деньги очень важны, на них можно многое купить, иногда – даже счастье. Но нужно, чтобы были пределы вашим желаниям. Когда человек хочет иметь все больше и больше, он может потерять и то, что имеет. Что касается меня, мне повезло, я хорошо зарабатывала с самого начала. Может, у меня не было возможности скопить, но я никогда не относилась к деньгам пренебрежительно. Я ценю каждую заработанную копейку и стараюсь разумно вкладывать свои деньги».
Однажды одна звезда сказала мне, что если бы Рекха выставила свою кандидатуру на выборах, она получила бы все голоса избирателей-мужчин. Каковы ее политические пристрастия?
«Я ничего не знаю о политике. Я не читаю газеты и не слушаю, что об этом говорят. Но у меня есть мое собственное представление о положении в стране, мое собственное мнение. У политиков свои аргументы поступать хорошо или плохо, но не самым лучшим образом. Они смогут сделать гораздо больше, и если бы они это делали, мир бы стал лучше. Почему мы возлагаем вину только на политиков? Люди считают, что это они виноваты во всех беспорядках. Пенджаб и другие проблемы возникли не по вине правительства, а по вине некоторых людей с большим воображением. Когда политики и народ начнут думать одинаково, страна станет лучше».
Но это о стране. А что – о нашей киноиндустрии? Это – приятное место?
«некоторые девушки идут на все, чтобы достичь вершины, они думают, что это – самый легкий путь. Те, кто достигает вершины приемлемым путем, это люди, обладающие самоконтролем, самоуважением и трудолюбием».
Может вас удивит, что, несмотря на всю нашу милую беседу, Рекха может быть и язвительной. Например, когда она спросила: «Неужели Бхагьяшри не могла найти себе более симпатичного мужа?». Или в другой раз, когда я упомянула интервью Амитабха, где он сказал, что ему было приятно работать с такими актрисами, как Зинат Аман, Парвин Баби, Рекха, Амрита – она была в ярости.
«Да, я тоже это читала. Лучше бы он вообще не говорил обо мне, вместо того, чтобы упоминать мое имя вместе с этой Амритой Сингх».
Но Рекха видела в жизни достаточно, чтобы уважать свой исключительный статус. «Я не верю в эмоциональную безопасность, я верю в эмоциональную свободу. Безопасность – это, как сейф в банке: вы кладете туда самое ценное и закрываете его. Эмоциональная свобода – это когда близкий человек чувствует себя рядом с вами свободным. Мне не нужна эмоциональная безопасность, чтобы я была счастливой. Если у вас в сердце нет свободы, ничто в мире не даст вам ощущение безопасности».
Что же самое ценное в мире?
«Жизнь! Нет ничего важнее. Чтобы жить, надо уметь запечатлеть каждый момент вашей жизни, все, что вы видите, все, что вы делаете».
/ Памми Сомал /.